Как мы ездили «У госцi да Лепельскага Цмока». Репортаж с мифологического фестиваля
- Информация о материале
- Категория: Репортажи
- Автор: Катерина Гусева
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока» в этом году прошел уже в третий раз. Много ли вы знаете белорусских фестивалей мифологии? Не культуры, не музыки, не фольклора в чистом виде. А вот именно мифов и легенд. То-то же! «У госцi да Лепельскага Цмока» единственный! Поэтому пропустить такое событие мы, конечно, не могли!
Кто такой Цмок? И при чем тут Лепель?
Для начала предлагаю разобраться с цмоками. Существа эти древние и очень почитаемые в старину на наших землях. Цмок или Змей – это ипостась бога Велеса, который «заведовал» миром мертвых и подземными водами (да и вообще водой). Кроме того, Велес покровительствовал домашним животным. А поскольку скот у наших предков был самой твердой валютой, Цмок «отвечал» еще и за богатство.
Сохранилось немало преданий, связанных со Змеем. Например, близ деревни Гоголевка (Чашникский район, соседний с Лепельским) имеется Змеев камень. По легенде, там жил Змей, который был влюблен с местную красавицу. Но та его предала, и Змея убил Перун. Говорят, местные жители как-то запустили в небольшую пещерку под камнем собаку. Сколько ни звали потом животное, оно не вернулось. Просто исчезло, как сквозь землю провалилось…
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016»
Что касается Лепельского озера, то цмоками «заселил» его наш белорусский классик Владимир Короткевич. В его книге «Христос приземлился в Гродно» можно прочитать довольно подробное описание мертвого зверя, выловленного из воды: «Выглядам той цмок быў, як звер фока (тюлень, ред.), такі самы льсняны, у складках, толькі без поўсці. І шэры, як фока. Але даўжэйшы за яго куды. Бо даўжыні ў ім было сем з паловай лагожаскіх сажняў, а калі пацікавіцца немец, то восем і адна пятая фадэна, а калі, можа, ангелец, то сорак дзевяць футаў і яшчэ дваццаць два дзюймы. Тулава мелі тыя цмокі шырокае і трохі пляскатае, і мелі яны плаўнікі – не такія, як у рыбы, а такія таксама, як у фокі, таўстамясыя, шырокія, але не дужа доўгія. Шыю мелі, па тулаву, дык тонкую і надта доўгую. А на шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані».
Цмоки Лепельского озера, если верить Короткевичу, погибли в сложные для Беларуси времена. Несколько лет назад, «зацепившись» за литературное наследие классика, энтузиасты создали памятник Цмоку. А заодно «подняли» и фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока».
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Памятник Цмоку
Вот как об этом говорит журналист Валадар Шушкевич, которого называют еще «отцом Лепельскога Цмока»:
Видео Олега Короткевича
Теперь, собственно, о фестивале «У госцi да Лепельскага Цмока – 2016».
Розгары, индийские танцы и латгальские блины
Странные вещи начали происходить с нами сразу же по прибытию. Сначала не хотел работать фотоаппарат. Потом с флешки не сливались фотографии в ноут-бук. Потом сели батарейки. Потом… В общем, техника гадила нам, как могла. С чем это может быть связано, гадать не буду. То ли Цмок шутки шутил, то ли просто совпадение.
Что удивило с самого начала, так это атмосфера свободы. Много национального колорита, традиционные бело-красные орнаменты, вышиванки и Погони.
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Ремесленные ряды
Фото Олега Короткевича
Фото Олега Короткевича
Впрочем, что там орнаменты! Погоня есть даже в местном гербе. Ну, приятно же посмотреть!
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Герб местной администрации
У ремесленников можно было купить все: от тканых поясов и кружек с «вышиванкой», до музыкальных инструментов. Вот, скажем, дрымба (варган). Вы знали, что до переворота 1917 года это был один из популярнейших на наших землях инструментов? Дрымбы найдены и во время раскопок на Новогрудском замке. Как признался, Сергей Хацкевич, ремесленник, который делает и продает современные дрымбы, играть на этом инструменте совсем не сложно. Главное – правильно его взять. Дальше – как подскажет интуиция.
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Ремесленные ряды. Фото Олега Короткевича
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Развлечения для детей
А на этой площадке готовят блины гости из Латвии. Простое ржаное тесто выкладывается на плоский лист железа, подвешенный над огнем. Как и обычный блин, ржаная лепешка обжаривается с двух сторон. Все. Ничего сложного.
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Приготовление традиционных ржаных блинов. Фото Олега Короткевича
В Латвии, кстати, почитают Ужа. Он, по древним поверьям, приносит в дом богатство и охраняет хозяев от всяких бед. Латышский Уж – родственник нашего Цмока. Или даже одна из его ипостасей.
Еще одна интересная площадка – индийская. Здесь у настоящих индусов можно было научиться их традиционным танцам.
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Традиционные индийские танцы. Фото Олега Короткевича
Пусть это вас не удивляет. Сама идея фестиваля состоит в том, чтобы собрать вместе представителей тех культур, в мифологии которых Цмок (Дракон, Змей Горынович, Змей, Уж) занимает важное место. Поэтому на фесте можно было увидеть литовцев, латышей, русских, белорусов, уже упомянутых индусов и даже японцев, которые показывали основы владения холодным оружием (последнее, к сожалению, было пластиковым).
На самом берегу Лепельского озера, близ памятника Русалке, прошел обряд «Розгары». Традиционно справлялся на восьмой день после церковного праздника Троица. Вот вам наглядная демонстрация того, как в Беларуси (и даже теперь!) переплетается христианство и язычество. Что уже говорить о более древних временах?
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Обрад "Розгары" проводит коллектив "Вяскоўцы", д. Лукомль
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Русалка. Фото Олега Короткевича
Обряд "Розгары". Видео Олега Короткевича
Какой же фестиваль без чудес? Вот вам маленькое представление от Болотника Необыкновенного (аниматора из Березинского биосферного заповедника Виктора Ровдо):
Видео Олега Короткевича
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Аниматор Виктор Ровдо и Лепельский Цмок
Музыка, закат и дорога домой
Музыкальная составляющая феста «У госцi да Лепельскага Цмока» порадовала. Здесь хватило всего – и традиционных народных песен, и фолка, и рока.
Вот одна из песен от белорусской этно-группы «Rokash». Без «фанеры». Ну, круто же!
Видео Олега Короткевича
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Концерт. Выступление этно-группы «Rokash»
Фото Олега Короткевича
Фото Олега Короткевича
А это уже другой коллектив. «ROSY» называется. Тоже белорусский.
Видео Олега Короткевича
Пока слушали концерт, неожиданно подобрался вечер. Вот с таким закатом.
Фото Олега Короткевича
Фестиваль «У госцi да Лепельскага Цмока - 2016». Фото Олега Короткевича
Фото Олега Короткевича
И пора уже было ехать домой. Тут случилась еще одна странность – навигатор почему-то повел нас по другой дороге. Не по трассе, как ехали с утра в Лепель, а через глухие, сонные деревеньки, по узеньким проселочным дорожкам, через леса и поля…
Плюс еще примерно час пути. Плюс еще вагон впечатлений. Особенно вот это:
- Ну, и где мы теперь? Навигатор показывает, что поворот пролетели!
- Двадцать метров назад он показывал, что недоехали еще!
И луна с неба таращится единственным глазом. И туман из низины плывет. И тишина. И только собаки лают где-то вдалеке…
Впрочем, это совсем уже другая история, не имеющая к Лепельскому Цмоку никакого отношения. Или все же имеющая?...
Автор Катерина Гусева
Фото автора и Олега Короткевича
Видео Олега Короткевича