Жницы или жрицы?
- Информация о материале
- Категория: Авторитетное мнение
- Автор: С. А.
…Жаркий летний полдень. Сосновый бор на горизонте пахнет смолой, с луговин веет медовым донником и лиловым чабрецом. На поле под легким ветром клонится спелая рожь. Остро отточенное лезвие серпа, зажатого в маленькой, бронзовой от загара женской руке срезает золотистые колоски…
Именно такая картина чаще всего первой встает перед глазами, когда держишь в руках древний, изъеденный ржавчиной серп, который только что достали из бурой глины раскопа. Кажется, что у такого предмета может быть лишь одно предназначение – быть верным помощником во время летней страды.
Однако этот простой, скромный и прозаичный на первый взгляд инструмент является не только орудием труда, но и орудием магии. Некий давно забытый культ, в котором серп играл важную роль, был не чужд и для нашей земли. Отголоски этих не дошедших до нас верований мы находим в древних курганах, что много столетий дремлют под сенью лесов, на полях или на берегах озер. В погребальном инвентаре некоторых из них находят серпы. На всей территории Беларуси таких захоронений известно около полусотни. Л. В. Дучиц посвятила этому вопросу подробную и обстоятельную статью; мы же остановимся на его мифологическом, можно сказать, магическом аспекте.
Интерес вызывает то, что в большинстве случаев серпы встречаются в достаточно богатых (для нашей территории) женских захоронениях – находки серпов в мужских могилах единичны. В инвентаре этих погребений обычно присутствует большое количество стеклянных бусин. На рассматриваемый нами период – X– XI века, – эти яркие безделушки, порой не утратившие своих пестрых цветов и по сей день, были достаточно дорогими украшениями, которые могли позволить себе лишь зажиточные женщины. Дороговизна бус объясняется просто – они изготовлялись на жарком Востоке, в мастерских Александрии, Алеппо и Дамаска, в далекой роскошной Византии и ее причерноморских колониях. Северные воины-купцы платили за них мехами лис и соболей и везли их в такие крупные города, как Новгород, Ладога, Белозеро. И уже из северорусских торговых центров шло распространение этих бус – желтых, зеленых, синих, украшенных яркими глазками, петлями, спиралями, позолоченных – всех и не перечислить – по городам и весям. Поэтому бусинки, проделавшие такой путь, были дорогим и желанным украшением. Лишь немногие женщины могли позволить себе целое ожерелье из таких бусин – чаще их носили по нескольку штук на кожаном или шерстяном шнурке. И захоронения, где бусины и бисер исчисляются десятками, принадлежат достаточно богатым женщинам. Именно в таких могилах и было найдено значительное количество учтенных серпов. Странно было бы полагать, что зажиточные женщины, возможно, жены так называемой «сельской аристократии» или воинов, были простыми жнеями, забравшими свое орудие в лучший мир.
Казалось бы, логичнее предположить, что подобный сельскохозяйственный инвентарь должен встречаться в могилах простых крестьянок, для которых сборка урожая была одной из прямых обязанностей. Однако в таких захоронениях серпы отсутствуют.
Невольно напрашивается мысль о некой сакральности этих предметов и особом, достаточно высоком социальном статусе их владелиц.
Предположение, что найденные в могилах серпы были не просто орудиями труда, подтверждает и то, что в некоторых случаях они были выявлены в насыпи кургана, а не в сопровождающем материале. Более того, известны случаи (Багриново), когда серп был завернут в отрез льняного полотна и зарыт в насыпь. Сакральная функция серпа подтверждается еще одной находкой. Так, в Дроздовском курганном могильнике (Толочинский район Витебской области) в ходе раскопок был выявлен один курган, который не содержал захоронений – одни зольные пласты, перемежающиеся золотистым песком. В этой насыпи и был найден железный серп, изъеденный временем. Вероятнее всего, это место использовалось для проведения неких ритуалов, напрямую связанных с культом Ушедших родичей. Невольно напрашиваются странные картины – огненное кольцо, красноватые блики, отражающиеся на полулунном лезвии… Но все это лишь плоды воображения – к сожалению, невозможно сказать ничего определенного про эти обряды.
Однако можно сделать ряд предположений.
Серп издавна являлся атрибутом Лунной Богини, точнее, ее темной ипостаси Праматери, пожинающей плоды человеческих жизней как колосья на поле. Архетипичный образ тройственной Богини – Девы, Матери и Праматери (Новолуние, Полнолуние, Черная Луна), – встречается практически во всех языческих религиях под различными именами. Наши земли не были исключением из этого правила. Образ триединой Богини сохранился даже после принятия христианства, воплотившись в Богородице – Деве и Матери. Однако из образа Богородицы был сознательно убран темный хтонический аспект Праматери-Старицы, не согласующийся с христианским учением, объявившим все хтонические силы дьявольскими. Но, как мы видим, даже это не помешало нашим предкам отправлять культы темной Праматери. Единственным свидетелем этих загадочных ритуалов остались серпы, найденные в древних могилах да зольные кольца от древних огней в дроздовском кургане.
Каково же было непосредственное назначение серпа? Был ли то сбор неких трав, как в рассказе античного автора о срезании священной омелы? Заменял ли серп ритуальный нож, использовавшийся при жертвоприношениях или магических действах? Сейчас трудно говорить что-либо определенное, но можно отметить, что в некоторых современных магических практиках серп используется для открытия рабочего круга вместо ритуального кинжала-атама. Возможно, что подобную роль он играл и в древности, используясь для очерчивания ритуального пространства.
Также не удивительно, что в большинстве случаев серпы были найдены именно в женских захоронениях – в отдельных оккультных традициях серп и поныне считается женским инструментом, тогда как кинжал или нож – мужским. Достаточно богатый по меркам нашей территории инвентарь захоронений свидетельствует, что статус этих женщин был высок.
Необходимо отметить, что этот культ имел место даже после принятия христианства.
Суммируя все вышесказанное, можно говорить о существовании на наших землях некоего религиозного культа, связанного с темным аспектом лунного божества, служительницами которого были женщины. Однако пока это лишь догадки.
…С озера веет влажной прохладой. На воду легла золотистая дорожка заката. И кто знает – может, в тиши забытых курганов спят неведомые жрицы Темной Праматери?
Автор: C. А.