Белорусские костелы и советские репрессии. Часть 2. Гудогай – Трабы – Гольшаны – Лоск
- Информация о материале
- Категория: Идеи для путешествий
- Автор: Яра Горская
Продолжаем смотреть костелы, связанные с советскими преследованиями и репрессиями. Ишкольдь, Солы и Дуды – истории этих храмов ищите в статье “Белорусские костелы и советские репресии. Часть 1”.
А сегодня увидим Гудогай, Трабы, Гольшаны и Лоск
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Гудогайская икона Божией Матери
Костел Рождества Девы Марии в Трабах
Костел францисканцев в Гольшанах
Костел Сердца Иисуса в Лоске
Гудогай
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае – один из старейших деревянных храмов в Беларуси. Он построен в 1764 году.
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
При большевиках костел был закрыт. Его не разрушили, но и ремонтировать не позволили, мол, путь стоит, сколько сможет, а дальше без ремонта и сам развалится. Но костел почему-то не развалился. Чудо – не иначе?
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Но никакого чуда здесь не было. Просто прихожане делали ремонт по ночам – накрывали крышу свежими досками и красили их черной краской, чтобы никто не заметил. Так и дожил Гудогайский костел до наших дней.
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
Костел Посещения Божьей Матери в Гудогае
А еще здесь служил ксендз Адам Войцеховский – местная легенда. Про него говорят, что он знал 12 языков и имел медицинское образование – люди приходили к нему не только за отпущением грехов, но и за медицинской помощью.
Гудогайская кальвария. Находится напротив костела
Гудогайская кальвария. Находится напротив костела
Гудогайская кальвария. Находится напротив костела
Но самому Адаму Войцеховскому жилось и трудно и страшно. По словам местных жителей, по ночам к нему приезжали (Вот кто? Местные активисты? Сотрудники “уполномоченных органов”?), вывозили в лес и избивали там. Говорят, однажды зимой после избиения к его рукам привязали бревно и пустили ксендза босым по снегу – Христос страдал, вот и ты пострадай. Обессиленный и замерзший Адам Войцеховский сумел дойти до ближайшей деревни – там его выходили прихожане.
В Гудогае сохранился домик, где жил ксендз.
Дом ксендза Воцеховского в Гудогае
Дом ксендза Воцеховского в Гудогае
Внутри – много книг, икон и... следов пребывания местных любителей дешевого алкоголя. Дом заброшен, двери распахнуты настежь.
Дом ксендза Воцеховского в Гудогае
Дом ксендза Воцеховского в Гудогае
Есть здесь еще ящик, похожий на гроб. К концу жизни ксендз Войцеховский был так сильно запуган, что спал только в нем, накрываясь крышкой из досок.
Дом ксендза Воцеховского в Гудогае
Умер Войцеховский в 1973 году от рака желудка.
Старое кладбище в Гудогае
Могила ксендза Войцеховского в Гудогае
Могила ксендза Войцеховского в Гудогае
Но до Гудогая была еще история. Войцеховский работал ксендзом в деревне Клющаны. В 1947 году ксендза должны были арестовать – его и предупредили об этом заранее, но Войцеховский не поверил. За ним пришли после вечерней службы, когда прихожане уже разошлись. Ломились в двери (почему-то не выбили их). Войцеховский не открыл. Всю ночь он молился. Утром возле костела его встретили прихожане и спрятали у себя в... печке. И до самого 1953 (год смерти Сталина) ксендз прятался в доме двух стариков. Как только надвигалась опасность, он забирался в печь и стоял там. И вот так прошло 7 (!) лет.
После 1953 года можно было больше не бояться ареста и не прятаться, но и служить в Клющанах ксендзу не разрешили (поскольку у него было большое влияние на людей). Вот тогда-то его и отправили в Гудогай, где преследования продолжались до самой смерти.
Гольшаны и Трабы
Расстояние между этими деревнями около 10 километров. В годы Второй Мировой войны костел в Гольшанах был закрыт, а Трабский – работал. Так что на два населенных пункта был один ксендз.
Костел Святого Иоанна Крестителя. Гольшаны
Костел Святого Иоанна Крестителя. Гольшаны
Костел Святого Иоанна Крестителя. Гольшаны
Костел Святого Иоанна Крестителя. Гольшаны
Костел Святого Иоанна Крестителя. Гольшаны
И с 1941 года по 1945 на этой территории (Гольшаны-Трабы) было убито 5 ксендзов.
Могила убитого ксендза Петра Аранского возле костела в Гольшанах
Нельзя однозначно утверждать, что все они стали жертвами советских репрессий. Например, в ксендза Станислава Зубковича кто-то выстрелил (Немцы ли? Советские ли партизаны?).
Портреты убитых ксендзов - Вацлав Родько (слева) и Станислав Зубкович (справа). Костел Рождества Девы Марии. Трабы.
А вот ксендза Вацлава Родьку пытали до смерти. Местные жители рассказывают об этом так: вечером за ксендзом приехали на телеге и попросили исповедовать умирающего. Из этой поездки ксендз уже не вернулся. Через некоторое время люди обнаружили его изуродованный труп – язык вырезан, глаза выколоты, кожа исполосована на куски. Кто это сделал так и не нашли. Или не искали? Потому что те же местные называют фамилию человека, который приехал тогда за ксендзом. Но наказания за это никакого не понес. Так и жил себе спокойно дальше.
Почему?
Костел Рождества Девы Марии. Трабы
Костел Рождества Девы Марии. Трабы
Костел Рождества Девы Марии. Трабы
Костел Рождества Девы Марии. Трабы
Костел Рождества Девы Марии. Трабы
Костел Рождества Девы Марии. Трабы
Крево
Костел, который есть в Крево сейчас – современный.
Костел Преображения Господнего в Крево
Костел Преображения Господнего в Крево
А раньше на том же холме стоял другой храм, деревянный. Тоже, правда, не очень старый – 1936 года постройки (в то время Крево – это была территория Польши).
Костел благополучно пережил Вторую Мировую войну и послевоенные годы, а в 1960 году было решено устроить там амбулаторию.
Очевидцы рассказывают, что пригнали трактора, башни костела подпилили, а затем вырвали их. Верующие пытались защищать костел, но их никто не слушал.
Башни падали прямо на подворье (оно и сейчас там есть, и хозяева там те же, только постаревшие, конечно). И потом еще долго люди выносили иконы и скульптуры из искалеченного храма.
Больница в бывшем костеле располагалась еще несколько десятков лет. Потом здание обветшало и его снесли. А уже в постсоветское время построили современный костел.
Лоск
Судьба костела в Лоске во многом похожа на судьбы других храмов Беларуси. Построен он был в 1919 – 24 годах, а разрушен после Второй Мировой войны.
Костел Сердца Иисуса в деревне Лоск
Местные богоборцы сорвали башни, сбросили колокола (и разбили их молотами). Затем растащили костельную утварь и иконы.
Могилы ксендзов у стен костела в Лоске
Сейчас здание костела все еще есть, но восстанавливать его некому. Внутри живут совы и летучие мыши.
Костел Сердца Иисуса в деревне Лоск. Внутри
Несмотря на такой плачевный вид всего храма, дверь костела в Лоске аккуратно отремонтирована и закрыта на замок. Ключ хранит у себя пожилой местный житель, чей дом стоит по соседству. Когда-то его жена служила при костеле. Когда храм разоряли, ей удалось спасти одну из икон. Сейчас этот образ висит в доме “хранителя костела”.
Костел Сердца Иисуса в деревне Лоск
Костел Сердца Иисуса в деревне Лоск
А еще, по рассказам этого человека, все, кто был причастен к уничтожению Лоского костела, умерли рано и насильственной смертью. А председатель колхоза, который командовал “парадом”, повесился.
Хотите верьте, а хотите нет. Только проверить вряд ли получится. Деревня обезлюдела.
И наш “хранитель костела” – самый старый ее житель, последний, кто помнит события тех лет.
Продолжение будет
Фото и текст - Яра Горская