Гродненщина. Туда и обратно за двое суток

Эта поездка случилась спонтанно. В семейный бюджет она никак не вписывалась. И все же ранним субботним утром, без долгих взвешиваний «за» и «против», мы побросали в машину наскоро собранные рюкзаки с бутербродами и двинулись буквально «куда глаза глядят». Как ни странно, получилось из этого нечто весьма «вкусное»

Стартовало наше путешествие с Брестской трассы. По ней, прямой, словно стрела, ровной и широкой приятно было наматывать километры. Сворачивать решили «куда понравится», и вскоре родилась мысль взглянуть на Любчанский замок.

В Мире, через который пришлось проезжать, останавливаться не стали. Тамошний замок за несколько предыдущих поездок был изучен вдоль и поперек. К тому же на парковке у древних стен теснилось штук пять туристических автобусов – а значит, о спокойной прогулке в парке, и о трапезе в любимом кафе можно было забыть. Так что самой первой остановкой стали Кореличи.

Несмотря на богатую историю этого городского поселка и упоминание его в летописях аж с 1395 года (в связи с нападением крестоносцев), никакими древними развалинами здесь и не пахнет. Поднявшись вверх по очень узенькой, сплошь заставленной машинами улочке, мы нашли Петропавловскую церковь XIX века, а напротив нее, через дорогу – костел Богоматери, возведенный в 1938 году.

 1

Кореличская Петропавловская церковь

Несколько разочарованные, вновь добрели до машины и двинулись дальше.

От Радзивиллов до Гедимина

Современная Любча – это глухая деревенька. Большинство домов здесь старые и маленькие, а узенькие улочки кое-где заасфальтированы, а кое-где и вымощены бутовым камнем. В поисках замка пришлось поплутать. Во всяком случае, специальных указателей мы не видели. Но Любчанская цитадель стоит всех неудобств. Сейчас здесь идет реставрация. Отделка одной из сохранившихся башен уже практически завершена.

2

Любчанский замок

Другая – все еще одета в леса.

 3

Восстановленная башня

Приятно удивляет, что в процессе восстановления замок в Любче не превращается в этакий нарочитый новодел (как это случилось, например, с Мирским замком).

В XVI столетии местечко Любча, благодаря стараниям тогдашнего владельца Яна Кишки, получило магдебургское право, здесь действовал первый на территории нынешней Беларуси арианский храм. Любчанская же крепость строилась в XVII веке. Затем долгое время местечком владели знаменитые магнаты Радзивиллы, которые придали замку поистине королевское великолепие.

Некое волшебное очарование, словно дух минувших эпох, живет в руинах Любчанского замка и теперь. Особенно приятно посидеть на высоком валу, который обрывается почти в самый Неман. Река внизу лежит спокойная, плавная и могучая. Как раз у цитадели она делает широкий виток (есть версия, что русло Немана некогда специально меняли ради строительства укрепления).

4

Изгиб Немана

Здесь, созерцая неторопливый бег воды, словно течение самого времени, из высоких, тонконогих бокалов (брошенных в рюкзаки вместе с бутербродами) мы пили красный виноградный сок. И, пожалуй, в Любче с удовольствием бы и заночевали, но ничего, хоть отдаленно напоминающего гостиницу там не нашлось. Кафе, и тем более ресторанов, тоже не оказалось, так что пришлось двинуться дальше, сфотографировав по дороге легкий, словно сотканный из кружев, храм Святого Ильи начала прошлого века.

Следующим решили осмотреть Лидский замок. Здесь тоже идет реставрация. И хотя выводы делать пока рановато, уже сейчас видно, что один из старейших замков Беларуси, основанный еще Гедимином в XIV веке, скоро будет похож на чей-то навороченный особняк. Во всяком случае, новенький кирпич в старинной кладке и ровненькие плиточные дорожки так и бросаются в глаза.

5

Реставрация Лидского замка

Разочарование от посещения Лиды оказалось таким сильным, что заглушило даже чувство голода, начавшее терзать нас еще в Любче. И когда мысль о еде снова пришла в голову, лидские кафешки (уж, после прошлогодних Дожинок они наверняка есть) остались далеко позади.

Пришлось распаковывать бутерброды.

Храм-крепость, Трабский костел и наследие Дорогостайского

Далее наш маршрут плавно потек в сторону деревни Мурованки, где сохранился храм-крепость XVI века.

6

Церковь Рождества Богородицы в Мурованкке

Необыкновенной оказалась не только церковь Рождества Богородицы, но и настоятель Михаил Лойко. Он позволил подняться в одну из башен по узенькой винтовой лестничке до самой колокольни, где висят два колокола.

Храмы, подобные Мурованковскому, строились в неспокойные времена. Толстые стены позволяли местным жителям пережидать набеги врагов и даже, благодаря узким бойцам, отстреливаться от неприятеля.

Из Мурованки легко добраться до Желудка, где сохранилось поместье Четвертинских, построенное в начале прошлого века. По слухам, там можно увидеть прекраснейший дворец в стиле необарокко, парк, хозпостройки. Но обещание всей этой красоты не прельстило моего бедного мужа, который к тому моменту мечтал лишь о хорошей отбивной и мягкой постели. Я, признаться, тоже подустала…

И тут супруг неожиданно, но очень кстати вспомнил о сельской усадьбе «где-то в этом районе», в которой недавно отдыхали наши друзья. Так мы определились с местом ночлега, до которого, впрочем, было еще под сотню километров.

В путь тронулись немедленно, и поселке Малое Можейково, через который пролегла наша дорога, я успела заметить старинные здания, на мой взгляд, явно «из благородных». Чтобы проверить это предположение, останавливаемся – и точно, перед нами помещичья усадьба Ромеров первой половины XIX века, вот и соответствующая охранная табличка. В господском доме сейчас исполком (или райсовет?), в хозпостройках – различные учреждения. Одним словом, ничего не пропало даром.

 7

Старинная усадьба в Можейково

Прекрасный неоготический костел Рождества Девы Марии бросился в глаза в деревне Трабы.

8

Костел в Трабах

Проехать мимо было просто невозможно. И, несмотря на ворчание мужа, переходившее временами в жалобное поскуливание, мы все же остановились, чтобы сделать несколько снимков. Если верить плите, обнаруженной в одной из стен святыни, храм построен в начале XX века.

И, наконец, самое последнее впечатление этого дня – усадьба «Гиппика», расположенная в деревне Гринцы. Впрочем, усадьбой назвать ее не поворачивается язык. Это настоящий конно-спортивный центр. Человек, создавший «Гиппику», явно подошел к идее «с чувством, с толком, с расстановкой».

Дело в том, некогда на Ошмянщине находилось поместье маршалока литовского Криштофа Монвида Дорогостайского, страстного любителя лошадей. Он один из первых в Беларуси (и едва ли не единственный по сию пору) подошел к верховой езде с «научной точки зрения» и обобщил свой опыт в книге под названием «Гиппика», которая увидела свет в 1603 году.

Сейчас в одноименной усадьбе есть конюшня с манежами и левадами (где можно взять уроки верховой езды), гостиница, кафе и теннисные корты. Стоит все это довольно дорого, но, как говорится «того стоит». Я, например, до сих пор не могу забыть вкус отбивных «ад жонки Дарагастайскага» и отличных ароматных драников со сметаной.

По дороге в Гервяты

Гвоздем программы второго дня единодушно выбрали костел в Гервятах. О его удивительной красоте не читал разве что ленивый, а вот видели немногие – далековато от Минска до Гервят.

Выехав из Гринцов, мы вскоре заметили указатель на Гудогайский костел Посещения Девой Марией Елизаветы 1764 года постройки. Свернули. Начинал накрапывать мелкий дождь, который превратился в настоящий ливень, когда машина подкатила к воротам храма. Костел не показался мне очень уж старым.

9

Костел в Гудогае

Дерево, из которого были сложены стены, выглядело так, словно его только вчера спилили. Между тем, упоминаний о реставрации или реконструкции Гудогайского храма я не нашла. Так и осталась моложавость этой святыни для нас полной загадкой.

Мелкими перебежками делаем с десяток снимков в Гудогае, и бегом в машину. На сидения с курток стекают холодные лужицы. Джинсы компрометирующе намокают «в самых интересных местах», и я про себя говорю спасибо мощной печке, быстро высушивающей «подмоченную репутацию».

Под проливным дождем добираемся до Ворнян. Эта деревня впервые упоминается в летописи в XV веке, а в XVIII столетии поселение получило регулярную планировку. Уже с трассы видны высокие башни костела Святого Георгия, построенного более двух сотен лет назад. Вблизи храм гораздо интереснее, чем издали.

10

Ворнянский костел Святого Георгия

Его барочный фасад украшен множеством деталей, в которых словно живет душа костела.

11

Скульптуры Ворнянского храма

Если же зайти за каменную ограду, то можно увидеть в специальных нишах скульптуры на библейскую тему – тайная вечеря, распятие, снятие с креста.

12

Снятие с креста

Примечательны и главные ворота с пугающей надписью «Бог цябе бачыць!»

 13

Бог цябе бачыць!

Едем дальше. Вот, наконец, и Гервяты. Маленькая, скромная деревенька, утопающая в зелени. В разгар дня возле местного магазина уже собираются почитатели «хорошего и недорогого» вина – толпа людей в сапогах с налипшей грязью, в грязных, засаленных куртках, грязно ругающихся… А через дорогу высится он, восхитительный и легкий храм в окружении скульптур и фигурно подстриженных кустов.

14

Костел в Гервятах

Это несоответствие так бросается в глаза, что поражает едва ли не сильнее, чем сам костел. Впрочем, здесь я, конечно, лукавлю, потому что Гервятский храм просто невероятно красив.

Он возведен на рубеже XIX– XX веков на месте более старой святыни XVI столетия. Высота постройки феноменальна – 61 метр (выше двух деаятиэтажек, поставленных друг на друга). И это единственный в Беларуси пример применения аркбутанов (наружных полуарок, распределяющих нагрузку с основной стены на контрфорсы – отдельно стоящие опоры).

Когда гуляешь во дворике костела, не перестаешь удивляться гармонии, заключенной буквально во всем – в сочетании между собой растений различной формы и окраски, в удивительных крестах, напоминающих кельтские символы, в статуях апостолов.

15

Скульптуры во дворике Гервятского костела

 16

Необычные кресты

К сожалению, попасть внутрь храма нам не удалось. В тот день в там как раз были похороны, и сквозь тяжелую ажурную входную решетку было видно, как священник отпевает усопшего.

Из Гервят мы повернули к Минску.

Путь домой

Ехать решили через Ошмяны и Сморгонь.

Минуя Островец, прямо с трассы, я заметила псевдоготический костел Отыскания Святого Креста. Конечно же, остановились. Храм не очень старый – начала прошлого века, - но смотрится довольно симпатично.

17

Костел Отыскания Святого Креста

Ошмяны порадовали множеством цветов и улыбок. Нарядные, приветливые люди с букетами стекались к костелу Святого Михаила Архангела (вероятно, был какой-то праздник). Особенно приятно было наблюдать за девочками в белых платьицах, которые, словно мотыльки, порхали во дворике храма.

Кстати, сам по себе костел Святого Михаила, построенный в начале прошлого века, очень красив. Он выделяется белыми ажурными башнями-колокольнями, которые особенно выразительны на фоне синего неба.

18

Костел Святого Михаила Архангела в Ошмянах

А вообще на этом месте храм появился еще в XV веке. И тогда он был возведен на деньги польского короля Владислава Ягайло.

Напротив костела, через площадь, как это традиционно бывает в Белорусских провинциальных городках, расположилась Воскресенская церковь XIX века.

19

Воскресенская церковь

В целом же от Ошмян остались самые светлые и теплые впечатления, их даже не хотелось покидать. Но день уже клонился к вечеру, и мысль, о том, что завтра понедельник, все чаще неприятно скребла изнутри.

Между Ошмянами и Сморгонью расположены Жупраны. Местечко это в летописях упоминается с 1407 года, но известность оно получило куда позже, благодаря двум знаменитым людям. Во-первых, именно в этих краях Наполеон окончательно бросил свою армию и бежал в Париж. Так что некоторые искатели приключений не теряют надежд найти под Жупранами… клад Бонапарта. А, во-вторых, в 1900 году в костеле Святых Петра и Павла (конца XIX века) отпевали Франтишка Богушевича, гениального писателя, адвоката и революционера, уроженца здешних мест.

Костел вот он, возвышается и поныне. Очень необычны стены святыни – кладка сочетает в себе и кирпич, и камень.

20

Костел Святых Петра и Павла в Жупранах

Напротив храма – на старинном кладбище, - могила Франтишка Богушевича.

Когда мы добрались до Сморгони, уже вечерело. Длинные тени протянулись по земле, и мягкий солнечный свет, словно лаская, обволакивал костел Святого Михаила Архангела.

21

Сморгонский костел Святого Михаила Архангела

Этот храм был построен в 1606 – 12 годах. Как и Мурованка, он мог использоваться для обороны – толстые трехметровые стены и окна-бойницы это вполне позволяли. Кстати, возводилась святыня как кальвинистский сбор, но с 1617 года она известна как костел. Очень необычны иконы на фасаде – они рельефные и сделаны в охристо-коричневых тонах. Такие же образа украшают и внутренние интерьеры.

Если проехать немного вверх по улице, то можно увидеть Спасо-Преображенскую церковь. Она совсем новая, но очень нарядная и стоит того, чтобы на нее посмотреть.

В Сморгони нас все-таки настиг голод. Творожные сырки, купленные еще в Гервятах, давно закончились, и желудок принялся выводить жалобные трели. Поплутав немного по городу в поисках кафе и так и не найдя его (возможно, мы просто были недостаточно настойчивы?), решили ехать домой поскорее и уже без остановок.

В итоге за выходные мы «сделали» почти 800 километров и потратили больше половины месячной зарплаты. Но, признаться, ни разу об этом не пожалели. В конце концов, движение – это жизнь. И уж чего-чего, а движения за эти пару дней нам хватило с лихвой.

Материал публиковался на сайте tio.by

Поиск

Copyright ©2019 vedi.by - Design by Top 10 Binary Options